«Болашаққа бағдар - Рухани жаңғыру»

 

БиылсәуірайындаҚазақстанРеспубликасыныңПрезидентіНұрсұлтан Назарбаев өзінің «Болашаққабағдар: руханижаңғыру» атты  бағдарламалықмақаласынжариялағанболатын. Жалпыруханижаңғырубізүшінөзіміздіңұмытқалғандәстүрімізгеқайтаоралып,төларнамызға – қазақтыңұлттықдаму жолынатүсудептүсінемін. Руханижаңғырукезіндебізеңбіріншіелін,жерін,жұртыншынсүйетінұрпақтәрбиелеуүшін, еңалдыментарихисанамызжаңғыруытиіс. Осындаймақсатта  біздіңмектептекөптегеніс-шаралар  өткізіліпжатыр. Кейбіреуінетоқталатынболсақ, 5-9 сыныптарарасында«Қазақстанның тарихи ескерткіштері» тақырыбыаясындапрезентация байқауыөткізілді. Оқушылардыңәрбірпрезентацияда ұлтын,жерінсүйгенжүреклүпілісезіледі. Осы байқауыоқушыларғатәрбиелікмаңызызорболдыдепүлкенсенімменайтааламын.  Желтоқсан айында 7-8 сыныптарарасында «Менің Тәуелсіз Қазақстаным» тақырыбыаясындадөнгелек үстел өтті. Бұлдөңгелек үстелдің бастымақсатыоқушылардыЕлбасыныңеңбектерімен  кеңауқымдытанысуға  мүмкіндіктертуғызу. Оқушылар осы тақырыпаясындажаңалықтарын, тәрбиелікмаңызызоркөріністерінқойыпшықты. (1,2 – сурет).  Бұл дөңгелек үстел жоғарыдеңгейдеөнеркөрсетіп, тақырыпқасайкөріністерінкөрсеткен 7 сыныпоқушыларыболды. Елбасыныңбағдарламалықмақаласындағыәрбірбасымдықтыөмірменсабақтастырғанбұл дөңгелек үстелге қатысқанәрбіроқушының  аталмышіс-шараданаларыкөпболдыСоныменқатар, осы бағдарламалықмақалабойыншакөптегендәрістероқылып, дөңгелекүстелжүргізілді.

 

Елбасы Н. Назарбаев өзЖолдауындабілімніңсалтанатқұруыдеп, қазіргітаңдабілімбағдарламаларыныңелімізгеұтымдыүлесқосыпкележатқанынайтакеліп, табыстізгіні – білімдіболашақжастардыңқолындаекеніне баса назараударды. Сондай-ақ, Елбасыөзмақаласындақазіргіжаһанданузаманындаұлттықбірегейліктісақтапқалу, өркениеттіңжақсысыналып, жаманынанжиренужөніндеөтеқұндыпікірлерайтты. Ендігіміндет – осы айтылғандардыіскеасыружолындааянбайеңбекету.

 

Қостанай қаласы  №122 орта мектебі   Мұғалім Г.С. Турсумбаева

 

 

 

«Латын әліпбиі- заман талабы»

 

 

 

Бұл мақала қазақ әліпбиі мен жазуын латын графикасына көшіру арқылы елімізді рухани жаңғыруға бастайтын маңызды құжат. Қазақ әліпбиі мен жазуын латын қарпіне көшіру мәселесі туралы еліміз егемендік алған алғашқы жылдардан бастап ғылыми ортада сөз қозғала бастаған еді..

 

«Қазақ тілін жаңғыртуға жағдай туғызады» деп Елбасы атап көрсеткендей, қазақ жазуын латын әріптеріне көшірудің басты мақсаты - бұл қазақ тілін дамыту үшін жасалып жатқан шаралардың бірі. Қазіргі орфографиямызды жетілдіру, сөзіміздің қазақ тілінің табиғи үндесіміне сай жазылуын қамтамасыз ету болып табылады. Заман ағымына сай тіл де үнемі дамып, сөздік құрамы толыға түседі. Күнделікті өмірде танылған барлық заттар мен құбылыстар сол тілде сөз арқылы қолданыс табады. Егер осы сөздер өз ана тілінде, немесе ана тілдің заңдылығына бейімделіп қолданылмаса, онда кез-келген тілдің сөздік қоры жұтаң тартып, ол тілдің табиғи заңдылықтары бұзыла бастайды. Қазақ тілі - мемлекеттік тіліміз болып табылады. Осы тұрғыда қарағанда, жазуымызды латын әріптеріне көшірудің мемлекеттік тілдің дамуы мен қолданыс аясын кеңейтуге де қосар үлесі зор деп білеміз. Қазіргі таңда мемлекеттік тіліміз керегесін кеңге жайып, егеменді елімізбен қатар дамып, мемлекеттік тілге деген сұраныс та артып келеді. Сондықтан Қазақстан сияқты бүкіл әлемге танылған елдің мемлекеттік тілінің жазуы да заман талабына сай келуін күнделікті өмірдің өзі талап етіп отыр. Қазір шетелдермен әр түрлі саладағы байланыстардың күшеюіне байланысты осы шараларды рәсімдеу құжаттарын жазуда латын әріптерінің қажеттілігі анық байқалады. Сондай-ақ Елбасының мемлекеттік тілді дамыту бағытындағы сарабдал саясаты, оның шетелге барған сапарында БҰҰ мәжілісінде қазақ тілінде сөйлеуі қазір мемлекеттік қызметтегі адамдарға ерекше ықпал етті деп айта аламыз. Қазір шетелден келушілер саны көбейіп, Қазақстанға әлемнің назары ауып отырған тұста еліміздегі өзге ұлттармен қатар, шетел азаматтарының да мемлекеттік тілді үйренуге деген ынтасы артып отыр. Мысалы, кешегі Қытай жерінде өткен ән додасында жерлесіміз Димаш Құдайбергеновтың қазақ тілінде ән айтып, елді аузына қаратуы, әншінің шетедік жанкүйерлерінің қазақша ән айтуға, қазақ тілін үйренуге деген ықыласын оятқаны баршаға аян. Қазіргі Қазақстанның дамып, әлем көз тіккен талай маңызды шаралардың ұйтқысы болуы, оның мемлекеттік тілі мен жазуының да осы биіктен көрінуіне түрткі болып отыр. Осындай көптеген жағдайлар, күнделікті өмірдің өзі, жаңа технологиялар заманы қазақ тілін латын әліпбиіне көшірудің қажеттілігін алға тартты. Сонымен бірге қазақ жазуының латын әріптеріне көшірілуі ел болашағы - жас ұрпақтың оқу-білім және ғылым жолындағы ізденістеріне де жол ашады. Қазіргі заман - жазу заманы, ғылым мен техника, оқу-білім, ақпарат, жаңа технологиялар заманы. Адам жазу арқылы білім алады, жазу арқылы бір-бірімен байланыс жасап, жүрген-тұрғанын, жасаған жұмыстарын да жазып отырады, яғни хаттама, түрлі қатынас іс қағаздары, компьютер, интернет, агент т.б. арқылы хабарласулар - бәрі де жазу арқылы жүзеге асады. Жер бетінде латын әліпбиі барлық салада қолданылатаны байқалады. Барлық дәрі-дәрмек атаулары, математика, физика, химия формулалары, көптеген терминдер, мамандықтарға қатысты ғылыми әдебиеттер т.б. латын әліпбиімен байланысты екенін байқауға болады. Осы жаңа заманда өмір сүріп, білім алу, еңбек ету, белгілі бір мамандықты игеру, т.б. адамның белсенді іс-әрекеттері мемлекеттік тіл мен ағылшын тілінен, оның жазуынан айналып өте алмайды. Сондықтан латын әріптері өркениеттің жазуы ретінде өмірдің өзі талап етіп отырған басты қажеттіліктердің бірі деп білеміз. Латын әріптерімен жазу арқылы басқа тілді де меңгеру, оны жазу да бір-біріне жақындап, бір әріптен екінші әріпке ауысып отыру қиындығын жеңілдетіп, тілдің қолданысына да оң әсер етеді. Осындай жағдайда білім алып, мамандығын шыңдап жатқан жастарға әлемнің қай жерінде жүрсе де кедергі келтірмей, жұмысын жеңілдете түсуге ықпал етеді. Ендеше латын әліпбиінің болашағы да зор. Қорыта айтқанда, кез-келген әліпбидің міндеті графикалық (әріптің дыбысты таңбалау, көру, оқу, жазуға оңтайлы болуы), лингвистикалық (тілді дәл жеткізуі), техникалық (баспа ісі, компьютер, телефакс, интернет т.б.) талаптарға сай болуы керек. Қазіргі таңда латын әліпбиі осы талаптар биігінен көрініп, үлкен беделге ие болып, қолданыс аясы да мүмкіндігі де зор екендігін танытып отыр. Қазіргі әліпбиімізге байланысты жазуымызда орын алған қиындықтарды түзетіп, тіліміздің табиғи айтылымына қайшы келетін кемшіліктерімізден арылатын кез келді. Әр сөзді бабалар салған жолмен ұлттық үндесіміне қарай айтуымыз үшін жарыса қапталдап кедіргі келтіріп келген ескі әліпбиімізді латын әліпбиіне ештеңеден қорықпай алмастыра салуға мүмкіндік туды.  Қазір әлемнің алдыңғы қатарлы дамыған елдері латын әліпбиін қолданады, латын әріптері – өркениет жазуы, өмір талабы, сондықтан оның бұл артықшылығын ескеріп, біз де өз мақсатымызға сай латын жазуының игілігін көруіміз қажет.

 

Қостанай қаласы

 

№122 орта  мектебі

 

қазақ тілі мен әдебиті пәнінің мұғалімі

 

Г.С Турсумбаева

 

Классный час 

 

Тема: Я- Патриот своей Родины

 

Цели: Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся: любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, воспитание толерантности.                                                        

 

Ход классного часа

 

   Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в рамках программы «Рухани Жангыру» мы проведём с вами классный час. Как вы думаете, каково название классного часа? «Я-патриот». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово патриот. Можете ли вы объяснить значение данного слова? Если мы не можем объяснить лексическое значение слова, куда надо обратиться? К толковому словарю.

 

Владимир Даль утверждает, что ПАТРИОТ - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

 

«Быть патриотом своей Родины –это носить Казахстан в своем сердце!» Назарбаев               . Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".Какой вы видите школу будущего? В этом году своим Посланием президент объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.              Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.              Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.                               Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.            Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

 

     Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Лингвист». Правило: на каждую букву данного слова подобрать прилагательное к слову патриот.       

 

П-преданный, правдивый, первый                         А-активный, аккуратный                                                         Т-толерантный

 

Р-работящий, радостный                      И-искренний, интересный

 

О-ответственный, открытый, отзывчивый          Т-трудолюбивый

 

И вы можете вырасти настоящими патриотами своего отечества. Любить и уважать свою Отчизну. Какими словами можно заменить слово ОТЧИЗНА?

 

Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью, свой прекрасный город, всю нашу огромную Республику Казахстан.

 

Родина – это отец твой и мать,

 

Родина – друг и ровесник подстать,

 

Родина – это твой край и столица,

 

Родина – это аул и станица.

 

Существует прекрасная легенда о создании Казахстана.             Она гласит: «В дни сотворения мира Бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны и материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала нет. Он от разных мест отхватил по кусочку – краешек Америки, кромку Италии, отрезок пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».

 

Не поверить в эту легенду невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти всё: и вечно голые, будто проклятые небом пространства безводного солончака и живописнейший контраст гор, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные животворенные леса.

 

Обведите границу Казахстана красным карандашом и познакомьтесь с пограничными государствами. Каким словом можно назвать всех граждан нашего государства? Казахстанцы. Когда человек становится гражданином? В какой книге об этом можно узнать?

 

Конституция — это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства.  Слово «конституция» означает «установление», «устройство».

 

Конституция как Основной закон государства

 

-учреждает политическую форму существования общества,

 

- систему государственных органов,

 

-устанавливает порядок их формирования и способ функционирования,

 

-закрепляет права и свободы человека и гражданина.

 

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства. Конституция устанавливает пределы и характер взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства.

 

-Какое, на данном этапе вашей жизни, для вас самое главное право и ваша главная обязанность?

 

Право учиться в школе и получать образование — это Важное право, которое записано в Конвенции о правах ребенка и в Конституции Республики Казахстан.

 

-Ты имеешь право учиться в школе, получать бесплатное образование. А какие обязанности вытекают из этого права?

 

Каждый гражданин Республики Казахстан обязан получить среднее образование.

 

А знаешь ли ты, что в мире есть много твоих сверстников, которые не имеют возможности посещать школу и даже не умеют читать и писать.

 

Все мы и каждый из нас в отдельности — частички огромной страны — Республики Казахстан. Мы — граждане своей страны. Гражданство дает не только чувство принадлежности к своей стране, но и большие права и обязанности.

 

 

 

 — Каждый ребенок имеет право на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение. Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но, мало родиться гражданином, им надо еще стать.

 

У нас в Казахстане живут люди многих национальностей. Все говорят на разных языках. Но государственным языком является казахский. Играем в игру «Тілашар». Вам необходимо перевести эти слова на казахский язык.

 

Родина-отан, язык-тіл, народ-халық, ел, государство- мемлекет, семья – отбасы, дружба – татулық, родная земля – туған жер.                                                                                                                                     Вы прекрасно справились с этим задание. А какое же задание будет следующее. Разгадай анаграммы.

 

ГФАЛ-флаг,  известный дизайнер и художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, Шакен Ниязбеков.

 

БЕРГ-герб,  архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов

 

НИМГ-гимн,  Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева (2005).

 

ЛОСЦИТА-столица.

 

Герб и флаг наш гордый

 

Народу, государству дан.

 

Пусть же всегда хранит свободу

 

Наш суверенный Казахстан!

 

          Помотрите, пожалуйста, на фотографии. Узнаете ли вы этих людей? Маншук Маметова и Алия Молдагулова прославили страну своей смелостью и подвигом, Токтар Аубакиров – работой в космосе.

 

         Патриотами нашей страны считают и олимпийских чемпионов, которые прославили нашу страну на весь мир.

 

Олимпийская сборная Казахстана стала 22-й в медальном зачете Олимпиады с 17-ю медалями. Отечественные спортсмены завоевали три "золота" (тяжелоатлет Нижат Рахимов, пловец Дмитрий Баландин и боксер Данияр Елеусинов), пять серебряных наград (дзюдоист Елдос Сметов, тяжелоатлетка Жазира Жаппаркуль, боксеры Василий Левит и Адильбек Ниязымбетов, борец Гюзель Манюрова), а также девять бронзовых медалей (легкоатлетка Ольга Рыпакова, дзюдоистка Отгонцецег Галбадрах, тяжелоатлеты Фархад Харки, Карина Горичева и Александр Зайчиков, борцы Эльмира Сыздыкова и Екатерина Ларионова, боксеры Иван Дычко и Дарига Шакимова).

 

Как вы думаете, можете ли вы назвать себя патриотом?

 

Письмо учителю

 

Больше всего запомнилось, понравилось. Этот классный час учит меня

«Президент и дети Казахстана: детство должно  быть счастливым»

 

            Один из главных государственных праздников нашей страны – День первого президента, на должном уровне в рамках реализации программы  «Рухани жаңғыру» в СШ122 г.Костаная  было проведено мероприятие под названием «Президент и дети Казахстана: детство должно  быть счастливым». Не одним днем было отмечено это событие. Еще с середины ноября учащиеся и преподаватели начали готовиться к празднику. Так, 26  ноября во всех классах были проведены классные часы на тему: « Казахстан единая земля, единый народ, единое будущее». Не остались в стороне от данного события и спортсмены нашей школы, учителя физической культуры организовали спортивную  партнерскую  игру «Пионербол», приуроченный к празднованию дня Первого Президента. Участники игры выложились на все сто процентов, и в итоге победила дружба, как и в нашей многонациональной стране.  Проведен конкурс рисунков «Будущее в наших руках», среди учащихся  7-9 классов  проведен конкурс видеороликов «Мемлекеттік басшысы - дана көшбасшысы». Самым главным  и запоминающим  событием данного мероприятия стал-парад, который проведен на славу. Учащиеся исполняли патриотические песни, танцевали флешмоб, одеты были празднично  держа в руках шары, флажки, ленты, на голове одеты  биреты голубого цвета. Цвет благополучия, единства и спокойствия всего народа под этим цветом. Таким образом, учащиеся  нашей школы выразили благодарность  Нурсултану Абишевичу за мир в стране и ясное небо над головой.

 

                 Заместитель директора по воспитательной работе Ералина Д.К

 

Профессия – на долгие годы, может, на всю жизнь.

 

           8 ноября 2018 года в средней школе 122 города Костаная в рамках программы «Рухани Жаңғыру»  проведена профориентационная работа для учащихся 9 го класса педагогами и студентом Политехнического  высшего колледжа города Костаная.   При  теплой и дружелюбной встрече представители  ознакомили учащихся со специальностями колледжа, рассказали о  своих достижениях и  деятельности. Нам было интересно узнать, что  коллежд осуществляет подготовку специалистов бакалавров, стажируются  студенты  во Франции, Финляндии, России, Германии и Турции.   Практику можно пройти  на ведущих предприятиях нашего города. Такие как   АО «Баян сұлу», АО «Агромаш Холдинг, ТОО «Сары арка автопром». После окончания  колледж гарантирует  трудоустройство своих студентов. Интересна было слушать студента 4 го курса, который по специальности программист поехал на практику  в Турцию на 6 месяцев, где работал барменом, совсем другой профиль. Но плюсом для него было то, что он за  время  нахождения в другой стране, научился жить самостоятельно, изучил турецкий, английский, немецкий язык. Рассказывая истории из   своей практике за рубежом, у наших детей горели глаза, все внимательно слушали, задавали  вопросы интересующие их, было желание посмотреть колледж и еще ближе познакомиться с ним. Я думаю, что  школа совместно с колледжом даст такую возможность  будущим выпускникам.  Так как, любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий. Поэтому нужно везде и всегда  все познавать.   Правильно выбранная профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы.

 

 

 

                           Заместитель  директора по ВР Ералина Д.К

 

"Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру"

 

Көшбасшымыздың «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» атты халықтан қызу қолдау тапқан кешегі тұғырнамасын ширек ғасырды артқа тастаған Тәуелсіз Қазақстанның жаһандану дәуіріндегі рухани кеңістігіміздің жаңа бастауы деп бағалауымыз керек. Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың бұл мақаласы ел дамуының жарқын үлгісі мен нақты қадамдарын көрсететін келелі ой, салиқалы пікір, батыл шешімдерге құрылған маңызды құжат. Бұл мақалада сананы жаңғырту, ұлттық болмыстан, ұлттық кодтан айырылып қалмай, оны әлемдік құндылықтармен үйлестіріп, Қазақстанның игілігіне жарату жолындағы мақсат-мүдделер туралы өзекті мәселе көтеріліп отыр. Онда ел Президенті Қазақстан үшін қайта түлеудің айырықша маңызды екі үдерісі – саяси реформа мен экономикалық жаңғыруды қолға ала отырып, Біртұтас Ұлт болу үшін болашаққа қалай қадам басатынын және бұқаралық сананы қалай өзгертетіні жөнінде алысты болжайтын көзқарастарымен бөліседі.

 

Мемлекет басшысы аталмыш жаңғырудың негізгі қызметі мен ерекшеліктеріне ой жүгіртіп, бұл жаңғырудың маңыздылығына тоқталады: «Жаңғыру атаулы бұрынғыдай тарихи тәжірибе мен ұлттық дәстүрлерге шекеден қарамауға тиіс. Керісінше, замана сынынан сүрінбей өткен озық дәстүрлерді табысты жаңғырудың маңызды алғышарттарына айналдыра білу қажет. Егер жаңғыру елдің ұлттық-рухани тамырынан нәр ала алмаса, ол адасуға бастайды. Сонымен бірге, рухани жаңғыру ұлттық сананың түрлі полюстерін қиыннан қиыстырып, жарастыра алатын құдіретімен маңызды». Саяси, экономикалық реформаларда егеменді еліміз бірқатар жақсы нәтижелерге қол жеткізгені баршаға мәлім. Ол адами құндылықтар, рухани қазына, жастарды тәрбиелеу, олардың бойына патриоттық рухты сіңіре білу жұмысында рухани салаға басымдық берудің қажеттілігін алға қойып отыр. Бұл дегеніміз – ұлтымыздың барлық ұлттық салт-дәстүрлерін, мемлекеттік тіліміз бен әдебиетімізді, мәдениетімізді, ұлттық рухымызды жаңғырту деген асыл ұғымға келіп саяды. Елбасымыздың рухани жаңғыруға, руханиятқа, білім, ғылымға маңыз беруі – үлкен көрегендік пен ұлттың алға ілгерлеуін жылдам қарқынмен жылжытатын қозғаушы күш. Бұл – тәуелсіз еліміздің бақытты болашағы мен алаңсыз келешегі үшін жасалып жатқан жұмыс. Өйткені, рухани байлықтың кемел болғаны бұл жеке азаматтарымыз үшін де, әрбір жеке тұлғадан құралған қоғам, туған еліміз үшін де өте маңызды үдеріс.

 

Н.Ә.Назарбаев бұл ретте, тұтас қоғамның және әрбір қазақстандықтың санасын жаңғыртудың бірнеше бағытына жеке-жеке тоқталады. «Сананы жаңғыртудың» мазмұнын негіздей отырып, Президент жаңғырудың алты бағытын белгілейді:

 

 

 

1. Бәсекеге қабілеттілік;

 

2. Прагматизм;

 

3. Ұлттық бірегейлікті сақтау;

 

4. Білімнің салтанат құруы;

 

5. Қазақстанның революциялық емес, эволюциялық дамуы;

 

6. Сананың ашықтығы.

 

Аталмыш бағыттардың бәрі барынша өзектендірілген және уақыттың талаптарына нақты жауап береді. «Мәңгілік ел» болуымыз үшін бізге ауадай қажетті қасиеттер мен құндылықтардың қайнары тоғысып, ақыл-парасаты толысқан, ғаламдық ғылымды игерген адамдар көп болса, еліміз өркениетті, бәсекеге қабілетті болатыны ақиқат. «Болашақта ұлттың табысты болуы оның табиғи байлығымен емес, адамдарының бәсекелік қабілетімен айқындалады… Сондықтан, әрбір қазақстандық, сол арқылы тұтас ұлт ХХІ ғасырға лайықты қасиеттерге ие болуы керек. Мысалы, компьютерлік сауаттылық, шет тілдерін білу, мәдени ашықтық сияқты факторлар әркімнің алға басуына сөзсіз қажетті алғышарттардың санатында. Сол себепті, «Цифрлы Қазақстан», «Үш тілде білім беру», «Мәдени және конфессияаралық келісім» сияқты бағдарламалар – ұлтымызды, яғни барша қазақстандықтарды ХХІ ғасырдың талаптарына даярлаудың қамы», – деп ашып көрсетеді. Бәсекеге қабілеттілік саясат пен экономикада, білім, ғылымда, технологияда, яғни барлық салада болуы тиіс.Латын әліпбиіне көшу – Мәңгілік Елдің рухани жаңғыруының басы болса, «Туған жер»бағдарламасы жаңа ғасырдағы әлемдік, өңірлік, ішкі-сыртқы тәуекелдерге қарсы тұра алатын отаншылдық тәрбиенің, ұлтжандылықтың кепілі болмақ.

 

Сондай-ақ,«Қазақстанның киелі жерлерінің географиясы» жобасы жалпыұлттық қасиетті орындарды және аса қастерлі жерлерді сақтауға, әрі елдегі туристік инфрақұрылымды дамытуға мүмкіндік береді. «Жаһандағы заманауи қазақстандық мәдениет» жобасын іске асыру Қазақстанды өз шығармашылығы арқылы дүние жүзіне танытатын көптеген таланттарға жол ашады.

 

«Қазақстандағы 100 жаңа есім» жобасы бүгінгі замандастарымыздың түрлі салалардағы жетістіктерін дәріптеуді қамтамасыз етеді және жастарды адамгершілікке тәрбиелеудің жарқын үлгісі болады. Бұл тапсырмалар мемлекеттің және азаматтық қоғамның барлық идеологиялық жұмысының орта мерзімді перспективадағы негізі болады. Назарбаев айтқандай: «Болашақтың негізі, білім ордаларының аудиторияларында қаланады». «Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық» жобасын жүзеге асырып, қоғамдық және гуманитарлық ғылымдарды оқытудың жаңа деңгейіне шығу мына мақсаттарға қол жеткізуді көздейді: – еліміздің барлық жоғарғы оқу орында- рында гуманитарлық ғылым кафедраларын қайта құру; – гуманитарлық білімнің барлық бағыттары бойынша әлемдегі ең үздік 100 кітапты қазақ тіліне аудару; – мемлекеттік емес Ұлттық аударма бюросын құру. Оқулықтарды қазақ тіліне аудару жобасының жиынтық әсері 2018-2019 жылдардан бастап еліміздегі жоғары оқу орындарының студенттері қоғамдық және гуманитарлық ғылымдар бойынша әлемде үздік оқу үлгілері болып та-былатын кітаптармен оқуды бастайды

 

Сондай-ақ, Елбасы өз мақаласында қазіргі жаһандану заманында ұлттық бірегейлікті сақтап қалу, өркениеттің жақсысын алып, жаманынан жирену жөнінде өте құнды пікірлер айтты. Ендігі міндет – осы айтылғандарды іске асыру жолында аянбай еңбек ету.

 

Бәсеке болған жерде әрбір тұлға өзінің ең сапалы қызмет түрін ұсынады. Білім мен тәрбиесі ғажайып түрде үндескен, ұлттық идеологиясы темірқазығына айналған табысты ел болуымыз үшін жақсылыққа ұмтылып, жаманшылықтан арылып, саналы түрде барлық қасиеттерімізді ізгілендіріп, сананы рухани жағынан үнемі жетілдіріп, дамытып отыруға тиістіміз. Ең бастысы – бағыт-бағдарымыз анық, жолымыз жарқын.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №122  орта мектебі »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Баяндама

 

  «Рухани  жаңғыру »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дайындаған : Турсумбаева Г.С

 

Рухани Жаңғыру Бағдарламасы негiзiнде патриоттық тəрбие.

 

Қазіргі кезеңде білім беру саласындағы оқу бағдарламасында үлкен серпіліс пайда болуда, яғни ұлттық құндылықтар мен мақсатқа бағытталған жұмыстар жүргізілуде. Бүгін білім беру саласында барлық мәселелері мен мақсаттары рухани жаңғыру бағдарламасын іске асырумен байланысты.  
Бәсекелес тұлғаны – елді сүйетін оның өркендеуіне еңбек ететін, туған ауыл мектебіне көмек көрсететін азаматты қалыптастыру үшін қауымға өз қызметін бағыттау қажет. Сонда ғана қоғамның сана сезімі жаңалыққа бет бұрады.Егер осыған дейін білім саласында басты мақсат оқушыға нақты білім, ғылым негіздерін оқыту болса, қазір елжандылыққа, адамгершілігі рухани жағынан қалыптасқан, құзыретті жеке тұлға, рухы биік патриот етіп тәрбиелеу басты мәселе екенін естен шығармауымыз қажет. Өйткені еліміздің болашағы қандай болатыны балаларымыздың бойына қандай тәрбиені сіңіретінімізге тікелей байланысты. Менің түсінігім бойынша патриотизм көрінісі өзінінің кіндік қанын тамған жерге, өскен ауылыңа, қалаң мен аймағына халқынының мәдениеті мен салт-дәстүрлеріне деген сүйіспеншіліктен басталады. Барлық уақытта бүкіл адамзаттың өмірінде білім әр адамның өмірінің ажырамас бөлігі болды. Және, қазіргі білім берудің маңызды ерекшелігі оның басты құралы, жас ұрпаққа сабақ беретін адамзат қоғамының бөлігі, мұғалім болып табылады.Қандай халық болмасын өзінің ұлттық болмысын мен халықтық тәлім-тәрбие қазанында қайнап, жетілуі тиіс, яғни ұлттық кодты сақтай білуі тиіс дегенді білдіреді. Тарихымыз тереңнен тамыр алатын, бабаларымыздан қалған рухани-бай мұраларымызды ұрпақтар бойына сіңіру азаматтық борышымыз.

 

 

 

                                                        Сембаева Б.А.

В рамках программы Рухани Жанғыру в 4 «В» классе прошел классный час «Рухани жаңғыру – Тұған жер», целью которого являлось формирования у обучающихся казахстанского патриотизма, укрепления единства нации, углублении представлений о Казахстане, независимом многонациональном государстве, воспитание гражданства и любви к Родине.

 

Дети с удовольствием путешествовали по станциям. На каждой из которых им пришлось сдавать экзамен, отвечая на много интересных вопросов, связанных с историей нашей Родины. Ребята искали на карте материк, на котором находится наше государство. Отвечали на вопросы: «Какова общая длина границ Казахстана?», «Сколько областей в нашей Республике?», «Сколько лет столице – Астане?» и т.д. Ребята повторяли пословицы о Родине, переводили их на казахский язык.

 

В конце мероприятия с удовольствием громко скандировали на фоне карты Казахстана.

 

 

 

Казахстан – наше счастье,

 

Казахстан – наша гордость,

 

Казахстан – наш общий дом,

 

Казахстан – в котором мы живем!

 

 

 

Классный час нес в себе большое воспитательное значение, останется в памяти детей на долго.

 

«Историческое значение и место партии Алаш в общественно-политической жизни Казахстана» в рамках реализации программы Рухани Жанғыру.

 

После получения независимости нашего государства, мы стали знакомы с творчеством активистов партии Алаш. Партия Алаш -первая национально-демократическая партия казахов. Формирование партии Алаш было инициировано: во-первых, крахом колониальной системы управления царско-имперской Россией в Казахстане, во-вторых, как следствие политического и социального развития казахского народа, это привело к формированию новых идей. Казахская элита по общественному требованию начала формировать политическую партию в начале ХХ века, а точнее, 6 августа 1905 года, согласно императорскому  манифесту об учреждении Думы, была выдвинута инициатива о создании партии после первой русской революции. В 1905 году в городе Уральске состоялся съезд представителей казахского народа из 5 областей, на котором было принято решение о создании партии по защите прав казахского народа. В начале 1906 года в Семипалатинске прошел второй казахстанский конгресс, на этом съезде была принята программа, которая соответствовала программе Российской Конституционно-демократической партии. Однако из-за того, что политическая ситуация в России развивалась не в лучшем виде, эта программа не дала никаких результатов.

 

         Предпосылки для создания политической партии в Казахстане появились только в 1917 году, после Февральской революции в России. В результате Февральской буржуазно-демократической революции, политическая ситуация в России изменилась. После свержения царя в России, вопрос о политической системе не была до конца решен, что привело к созданию Временного правительства.  Временное правительство на местах и в Казахстане  создало свои собственные органы. За короткое время была реализована политическая стратегия А.Букейханова, и к 14 марта в городах и вокзалах наряду с российскими, советскими рабочими и солдатами в качестве третьего губернского правительства были созданы казахские и областные комитеты. В том же году весной в городах Акмола, Уральск, Оренбург, Семей, Верный и др., во главе с Национально-либеральными лидерами состоялись съезды казахстанских комитетов, и как следствие это переросло в идею казахской автономии в составе Российской Демократической Республики. Некоторые представители казахстанских комитетов были включены в местные органы власти Временного правительства. Временное правительство пыталось установить в казахских степях полномочия вновь сформированных комитетов, но в связи с тем, что Временное правительство не оправдало надежды народной революции, а фактически не изменило имперской политики и привело к демонстрациям солдат, морской пехоты и рабочих в российской столице которые прошли  4-5 июля того же года. Временное правительство подавило демонстрантов с применением силы. Народ выбрал единственное правительство - Временное правительство.       Партия Алаш в 1917 году в тяжелые времена, когда им пришлось решать ряд проблем, столкнулась в казахском обществе в национальном масштабе и сыграла большую роль во втором казахстанском конгрессе, где было объявлено национальное государство Алашской автономии. По результатам работы, партия  "Алаш" сильно возрастает среди населения, и в ноябре 1917 года на выборах в Национальное собрание депутатов, казахская интеллигенция  записывалась и выступала  от имени партии "Алаш", но тяжелое положение которое сложилось  в начале 1918 года, не позволило партии "Алаш", превратиться в мощную политическую силу.

 

                                  Учитель истории  СШ 122  Кабыкова А.К

 

Латын әріптері –өмір талабы.

 

 Бұл мақала қазақ әліпбиі мен жазуын латын графикасына көшіру арқылы елімізді рухани жаңғыруға бастайтын маңызды құжат. Қазақ әліпбиі мен жазуын латын қарпіне көшіру мәселесі туралы еліміз егемендік алған алғашқы жылдардан бастап ғылыми ортада сөз қозғала бастаған еді..

 

«Қазақ тілін жаңғыртуға жағдай туғызады» деп Елбасы атап көрсеткендей, қазақ жазуын латын әріптеріне көшірудің басты мақсаты - бұл қазақ тілін дамыту үшін жасалып жатқан шаралардың бірі. Қазіргі орфографиямызды жетілдіру, сөзіміздің қазақ тілінің табиғи үндесіміне сай жазылуын қамтамасыз ету болып табылады. Заман ағымына сай тіл де үнемі дамып, сөздік құрамы толыға түседі. Күнделікті өмірде танылған барлық заттар мен құбылыстар сол тілде сөз арқылы қолданыс табады. Егер осы сөздер өз ана тілінде, немесе ана тілдің заңдылығына бейімделіп қолданылмаса, онда кез-келген тілдің сөздік қоры жұтаң тартып, ол тілдің табиғи заңдылықтары бұзыла бастайды. Қазақ тілі - мемлекеттік тіліміз болып табылады. Осы тұрғыда қарағанда, жазуымызды латын әріптеріне көшірудің мемлекеттік тілдің дамуы мен қолданыс аясын кеңейтуге де қосар үлесі зор деп білеміз. Қазіргі таңда мемлекеттік тіліміз керегесін кеңге жайып, егеменді елімізбен қатар дамып, мемлекеттік тілге деген сұраныс та артып келеді. Сондықтан Қазақстан сияқты бүкіл әлемге танылған елдің мемлекеттік тілінің жазуы да заман талабына сай келуін күнделікті өмірдің өзі талап етіп отыр. Қазір шетелдермен әр түрлі саладағы байланыстардың күшеюіне байланысты осы шараларды рәсімдеу құжаттарын жазуда латын әріптерінің қажеттілігі анық байқалады. Сондай-ақ Елбасының мемлекеттік тілді дамыту бағытындағы сарабдал саясаты, оның шетелге барған сапарында БҰҰ мәжілісінде қазақ тілінде сөйлеуі қазір мемлекеттік қызметтегі адамдарға ерекше ықпал етті деп айта аламыз. Қазір шетелден келушілер саны көбейіп, Қазақстанға әлемнің назары ауып отырған тұста еліміздегі өзге ұлттармен қатар, шетел азаматтарының да мемлекеттік тілді үйренуге деген ынтасы артып отыр. Мысалы, кешегі Қытай жерінде өткен ән додасында жерлесіміз Димаш Құдайбергеновтың қазақ тілінде ән айтып, елді аузына қаратуы, әншінің шетедік жанкүйерлерінің қазақша ән айтуға, қазақ тілін үйренуге деген ықыласын оятқаны баршаға аян. Қазіргі Қазақстанның дамып, әлем көз тіккен талай маңызды шаралардың ұйтқысы болуы, оның мемлекеттік тілі мен жазуының да осы биіктен көрінуіне түрткі болып отыр. Осындай көптеген жағдайлар, күнделікті өмірдің өзі, жаңа технологиялар заманы қазақ тілін латын әліпбиіне көшірудің қажеттілігін алға тартты. Сонымен бірге қазақ жазуының латын әріптеріне көшірілуі ел болашағы - жас ұрпақтың оқу-білім және ғылым жолындағы ізденістеріне де жол ашады. Қазіргі заман - жазу заманы, ғылым мен техника, оқу-білім, ақпарат, жаңа технологиялар заманы. Адам жазу арқылы білім алады, жазу арқылы бір-бірімен байланыс жасап, жүрген-тұрғанын, жасаған жұмыстарын да жазып отырады, яғни хаттама, түрлі қатынас іс қағаздары, компьютер, интернет, агент т.б. арқылы хабарласулар - бәрі де жазу арқылы жүзеге асады. Жер бетінде латын әліпбиі барлық салада қолданылатаны байқалады. Барлық дәрі-дәрмек атаулары, математика, физика, химия формулалары, көптеген терминдер, мамандықтарға қатысты ғылыми әдебиеттер т.б. латын әліпбиімен байланысты екенін байқауға болады. Осы жаңа заманда өмір сүріп, білім алу, еңбек ету, белгілі бір мамандықты игеру, т.б. адамның белсенді іс-әрекеттері мемлекеттік тіл мен ағылшын тілінен, оның жазуынан айналып өте алмайды. Сондықтан латын әріптері өркениеттің жазуы ретінде өмірдің өзі талап етіп отырған басты қажеттіліктердің бірі деп білеміз. Латын әріптерімен жазу арқылы басқа тілді де меңгеру, оны жазу да бір-біріне жақындап, бір әріптен екінші әріпке ауысып отыру қиындығын жеңілдетіп, тілдің қолданысына да оң әсер етеді. Осындай жағдайда білім алып, мамандығын шыңдап жатқан жастарға әлемнің қай жерінде жүрсе де кедергі келтірмей, жұмысын жеңілдете түсуге ықпал етеді. Ендеше латын әліпбиінің болашағы да зор. Қорыта айтқанда, кез-келген әліпбидің міндеті графикалық (әріптің дыбысты таңбалау, көру, оқу, жазуға оңтайлы болуы), лингвистикалық (тілді дәл жеткізуі), техникалық (баспа ісі, компьютер, телефакс, интернет т.б.) талаптарға сай болуы керек. Қазіргі таңда латын әліпбиі осы талаптар биігінен көрініп, үлкен беделге ие болып, қолданыс аясы да мүмкіндігі де зор екендігін танытып отыр. Қазіргі әліпбиімізге байланысты жазуымызда орын алған қиындықтарды түзетіп, тіліміздің табиғи айтылымына қайшы келетін кемшіліктерімізден арылатын кез келді. Әр сөзді бабалар салған жолмен ұлттық үндесіміне қарай айтуымыз үшін жарыса қапталдап кедіргі келтіріп келген ескі әліпбиімізді латын әліпбиіне ештеңеден қорықпай алмастыра салуға мүмкіндік туды.  Қазір әлемнің алдыңғы қатарлы дамыған елдері латын әліпбиін қолданады, латын әріптері – өркениет жазуы, өмір талабы, сондықтан оның бұл артықшылығын ескеріп, біз де өз мақсатымызға сай латын жазуының игілігін көруіміз қажет.

 

Қостанай қаласы

 

№122 орта  мектебі

 

қазақ тілі мен әдебиті пәнінің мұғалімі

 

Г.С Турсумбаева

 

В рамках программы Рухани жаңғыру в 3-А классе ГУ «Средняя школа 122 отдела образования акимата города Костаная» был проведен конкурс поделок "Осенние фантазии". Все ребята приняли активное участие в конкурсе, старались, проявили фантазию в своих работах. Очень радостно, что в классе много "умелых" ручек. Самые хорошие работы у Галеева Есентая, Волочай Екатерины, Ковязиной Камиллы.

 

 

 

 

 

Классный руководитель: Иванова С.Н.

 

Как известно, программа "Рухани жангыру" (духовное просвещение) включает в   себя 6 специальных проектов: "Туган жер", "Сакральная география Казахстана", "Казахстанская культура в современном мире", "100 новых учебников", "Перевод казахского языка на латинскую графику", "100 новых лиц", которые реализуются по четырём базовым подпрограммам: "Атамекен", "Тәрбие және білім", "Рухани қазына" и "Ақпарат толқыны".

 

Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Рухани жангыру» - взгляд в будущее.Одним из направлений модернизации общественного сознания является работа по формированию чувства патриотизма. Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу,  с малой родины.

 

В жизнь современного образования активно вошло воспитание казахстанского патриотизма. Учащиеся с первого класса знакомятся с бытом и культурой отчего края, что способствует нравственно-эстетическому воспитанию юного поколения, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции воспитанников, а знакомство с героическими делами современников, приобщает к культуре и умственному труду, способствует формированию характера и воспитанию гражданских качеств подрастающего поколения.

 

Работа учителя начальных классов определяет основные пути сложившейся системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины». При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы.

 

Так например, 1 сентября в средней школе №122 во 2 «Б» классе города  Костаная  во 2 «Б» классе прошел классный час под названием

 

« Я - патриот». Классный час прошел в форме игры-путешествия на корабле «Школа». Ребята побывали  на станциях «Вспоминай-ка», «Символы РК», «Рассуждай-ка», «Запоминай-ка», «Узнавай-ка», «Поиграй-ка» и Обещай-ка». На этих станциях второклассники узнали много нового о своей Родине – Республике Казахстан, национальных традициях и обычаях казахского народа. Увлекательное путешествие было интересным и содержательным. Дети познакомились с такими понятиями как «Родина», «патриотизм», составляли синквейн к этим словам, а также составляли рассказ  «Моя Родина – Казахстан», читали стихи о Родине, смотрели фильм о Казахстане. В заключении  урока второклассники дали клятву, что будут достойными гражданами Республики Казахстан, патриотами своей Родины.

 

 

 

Окунь Татьяна Александровна, учитель  начальных классов 1 категории,

 классный руководитель  2 «Б» класса средней школы №122 города Костаная

Борисова Мария Викторовна – учитель изобразительного искусства,

 

Средняя школа №122 города Костаная

 

 

 

Статья на тему: “Любимый город Костанай”

 

Моя статья “ Любимый город Костанай ” была проведена по программе «Рухани Жанғыру», котороя заставила детей посмотреть другими глазами на свой город и полюбить его заново.

 

Я Борисова Мария Викторовна – учитель изобразительного искусства, Средней школы №122 г. Костаная, сейчас немного расскажу про свою статью.

 

Костанай – один из красивейших городов Казахстана.  В Костанае много достопримечательностей, культурных и спортивных сооружений, которые  жители и гости города посещают с большим интересом и удовольствием. Дети были на экскурсиях по городу и узнали очень много о достопримечательностях города Костаная. Это -  Парк Победы, Центральный сквер, Французский Центр, Часовая Башня, Художественная школа, Драм Театр ,Набережная и т.д. Сам город практически утопает в зелени, а излюбленными местами отдыха детей и взрослых стали - Парк Победы, Центральный сквер и Набережная, которые украшены фонтанами и цветочными клумбами. Главной целью проведения моего кружка  в летнем лагере, было осознание  у детей воспитание патриотизма и любви  к Родине, раскрытие личностного и творческого потенциала  детей. В своих рисунках юные художники продемонстрировали свое видение достопримечательностей города Костаная. Из рисунков детей можно увидеть, что они знают свой город и любят, каждая работа получилась интересной и  разнообразной. Все работы прекрасны, каждые по-своему! Все дети – талантливы, которые не  все могут быть юными художниками, но я знаю точно, что эти дети гражданами своей страны обязательно станут!

 

 

 

     Применение знаний  о Сакральных местах на уроках математики

 

В рамках реализации Рухани жаңғыру  в нашей школе на уроках математики мы  совершенствуем решение задач различными способами, что способствует развитию навыков аналитического мышления, умения применять знания в нестандартных ситуациях, формированию информационной культуры, умению обрабатывать информацию.

 

На уроках    составляем и решаем задачи из информации которую получаем  от классного руководителя  на классных  часах. Например, что ученые презентовали список 100 сакральных мест Казахстана. Более тридцати из которых  находятся у нас в Костанайской области.

 

Слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Рассмотрев карту Костанайской области мы сделали для себя вывод, что именно в Амангельдинском и Тургайских районах сакральных мест больше чем на севере области. А в самом областном центре их два. Это Мусульманская мечеть

 

Местонахождение: г. Костанай, пр. Аль-Фараби, 44  и  Мавзолей Ибрая Алтынсарина

 

Местонахождение: Костанайский район, в 0,5 километра к западу от села Мичуринское.  Ибрая Алтынсарина.

 

 

 

                       Классный руководитель Алшинбаева К.А

 

                   Ученица 7 класса средней школы №122 Воропаева Ксения

 

 

 

Чистый мир начинается с чистого города!

 

     С детства человека учат быть чистоплотным, аккуратным и бережливым не только по отношению к себе и окружающим людям, но и к Планете, на которой он живёт. Я думаю, что для чистоты в городе и так много делается. Например, улицы покрыты асфальтом, чтобы не было грязи. Каждое утро на работу выходят дворники, метут улицы, дворы и аллеи паров. Потом мусоровозы вывозят сор из каждого контейнера. Представляете, что было бы, если бы всего этого не делали? Город просто утонул бы в опавших листьях, бутылках, обертках, сломанных вещах, кухонных очистках и прочих отходах! Чтобы наш город  не утонул в мусоре,  нужно начать с очистки своей Малой  Родины. Так поступили учащиеся 9 го класса СШ122 города Костаная.  В рамках реализации программы «Рухани Жаңғыру» на добровольной основе создали экологический десант, который проводит агитационную работу среди населения по очистке территории.   Распространяют памятки, наклеивают листовки на подьездах, проводят беседы с учащимися и жителями района. Кроме того, призывают всех жителей  к  совместному еженедельному субботнику.  Учителями ведутся классные часы «Экологический урок». Т.е ведется вся необходимая работа по очистке нашего района. Думаю, если каждый горожанин будет думать об экологии, то не будет в городе мусора. И улицы станут чистыми. А также удастся решить и другие проблемы экологии города. Главное - не быть равнодушным и делать то, что в твоих силах.  Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят…А чистый Мир начинается с чистого города...

 

 

 

 

 

          Заместитель директора по ВР  Ералина Д.К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ҚР Президенті РК Н.Ә.Назарбаев латын графикасына негізделген қазақ тілі әліпбиін бекітті

 

Президент РК Н.А.Назарбаев утвердил новый вариант казахского алфавита на латинице

https://egemen.kz/article/165178-latyn-alipbiininh-nusqasyna-oezgeris-engizildi



Download
Елбасының «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» бағдарламалық мақаласы
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"
Статья Н.А.Назарбаева.pdf
Adobe Acrobat Document 226.7 KB
Download
«Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» бағдарламасын ақпараттық түсіндіру жұмысы бойынша әдістемелік құрал
Методическое пособие по информационно-разъяснительной работе Взгляд в будущее: модернизация общественного
Metod_posobie_rus.pdf
Adobe Acrobat Document 1.3 MB
Download
«Рухани жаңғыру» бағдарламасы
Программа «Рухани жаңғыру»
Programma.pdf
Adobe Acrobat Document 1.5 MB
Download
Елбасының бағдарламалық мақаласындағы маңызды сұрақтарға берілген 20 жауап
20 ответов на важные вопросы программной статьи Главы государства
20_otvetov_rus.pdf
Adobe Acrobat Document 231.2 KB
Download
Қоғамдық сананы жаңғырту бағдарламасын жүзеге асыру бойынша іс-шаралар жоспары
План мероприятий по реализации программы модернизации общественного сознания
Plan_rus.pdf
Adobe Acrobat Document 306.7 KB
Download
Қазақ тілі әліпбиін кириллицадан латын графикасына көшіру
Перевод алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику
u1700000569.26-10-2017.kaz.pdf
Adobe Acrobat Document 114.1 KB
Download
Мектептің есебі
Отчет школы
отчет Рухани жангыру .pdf
Adobe Acrobat Document 263.2 KB
Стенд школы по программе Рухани жаңғыру
Мектепің Рухани жаңғыру бойынша стенді
Download
Рухани жаңғыру бағдарламасының біздің мектепте іске асырылуы туралы
О реализации программы Рухани жаңғыру в нашей школе
О реализации программы рухани жаңғыру.pd
Adobe Acrobat Document 154.5 KB
Download
№122 орта мектебінің Рухани жаңғыру бойынша жоспары
План школы по Рухани жаңғыру
План работы по Рухани жаңғыру.pdf
Adobe Acrobat Document 261.7 KB
Download
Медиажоспар
Медиаплан
медиаплан школы.pdf
Adobe Acrobat Document 165.3 KB

"Рухани жаңғыру" бағдарламасының жүзеге асырылуы бойынша жарық көрген мақалаларға куәлік

Статьи  по реализации программы "Рухани жаңғыру" 


Обсуждение послания Президента страны народу Казахстана
Ел Президентінің Қазақстан халқына жолдауын түсіндіру жұмыстары

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Республики Казахстан о проведении конкурса детских социальных проектов «Балалар бастауы - 2018» на тему «Современные детские инициативы – основа модернизации  общественного  сознания»  в  ГУ "Отдел образования акимата города Костаная"  с 30.01.18 по 13.02.18 года проводится школьный этап конкурса, а с 14.02.18 по 10.03.18 проводится 1 городской  этап конкурса (см. Приложение 1. Рекомендации) .

Для участия необходимо:

1.  До 06.02.18 года олределить тематику проектов  и предоставить  заместителю директора по ВР Аймаганбетовой М.Т. по форме приложения № 2 в бумажном и электронном варианте.

2.     При определении участников конкурса руководствовться конкурсными требованиями (см. Приложение 1. Рекомендации).

3.     Предоставить проекты заместителю директора по ВР Аймаганбетовой М.Т.   до 10.02.18 года в бумажном и электронном варианте (на дисках). 

 

 

Рекомендации по проведению

 конкурса детских социальных инициатив «Балалар бастауы-2018»

на тему «Современные детские инициативы основа Модернизации общественного сознания»

 

Цель конкурса «Балалар бастауы – 2018» на тему «Современные детские инициативы основа Модернизации общественного сознания»:

- воспитание активной гражданской позиции у детей;

- обеспечение права на участие в жизни своего города, села;

- привитие навыков правильного выбора жизненных ориентиров;

- создание площадки для реализации инициативы детей.

 

Организаторы конкурса:

Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан, Управления образования областей, городов Астаны и Алматы.

 

Этапы проведения конкурса:

I – этап (школьный) конкурса необходимо провести с 30 января по 13 февраля 2018 года;

I – этап (городской) конкурса необходимо провести с 14 февраля по 10 марта 2018 года;

II – этап (областной) конкурса необходимо провести с 10 марта по 1 июня 2018 года.

 Конкурсные требования:

Для участия в конкурсе приглашаются учащиеся организаций образования, в том числе учащиеся интернатных учреждений, воспитанники детских домов, дети с ограниченными возможностями.

Возраст участников от 11 до 18 лет

Проекты могут быть выполнены индивидуально или группой учащихся.

Защиту проектов, представленных на заключительном этапе, необходимо провести с участием депутатов маслихата, представителей местных исполнительных органов, партии «Нур Отан», неправительственных организаций и СМИ.

          Освещение мероприятия:

Для успешного проведения конкурса необходимо организовать PR-кампанию:

1) подготовить медиа-план;

2) заявить через средства массовой информации о старте конкурса «Балалар бастауы-2018»;

3) размещать информацию о прошедших мероприятиях в рамках конкурса с фото и видеоматериалами на специально открытой странице в социальной сети в Facebook (ссылка на страницу https://www.facebook.com/events/140234683327603/).

4) обеспечить систематическое размещение материалов о конкурсе на страницах газет, журналов, сайтов;

5) освещать ход и завершение первого и второго этапов конкурса;

6) итоговым мероприятием может быть либо пресс-конференция, либо аналитическая статья, интервью, выступление.

 Подведение итогов:

Награждения участников и победителей конкурса провести 1 июня 2018 года в рамках празднования Международного дня защиты детей.

По итогам конкурса «Балалар бастауы-2018» Управления образования областей, городов Астаны и Алматы направляют 3 лучших детских проекта в Комитет по охране прав детей МОН РК на электронный адрес: (urk_55@mail.ru).

Авторы лучших детских проектов будут награждены благодарственными письмами Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан.

 

Контакты организаторов:

Всю необходимую информацию можно получить по номеру телефона               8 (7172) 74-19-32.

 

 

 

«Tilalemi.kz» порталы және «Tilmedia.kz» «Atau.kz», «Emle.kz» және «Termincom.kz» сайттары жұмыстарын бастады 

 

 

 

Қазақстан Республикасының Президенті Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев: «Қазақ тілі – ғажап тіл. Оның болашағы да ғажап. Тек оны насихаттай білуіміз керек, оқыта білуіміз керек» - деп атап көрсетті. Біздің егемен елімізде тілді насихаттау – мемлекеттілігімізді, тарихымызды, мәдениетімізді насихаттаумен бірдей. Өйткені тіл – бүкіл руханиятымыздың арқауы, негізі. Сіздердің назарларыңызға ұсынылған «Тіл әлемі» порталы – осындай аса іргелі мақсатқа үлес қосатын жаңа жоба. Бұл жоба аясында сіздер мемлекеттік тіл, сондай-ақ елімізде тұратын этнос тілдері туралы жаңалықтармен, тіл үйренуге арналған еңбектермен, еліміздегі тілдік ахуалмен, тілге қатысты ой-пікірлермен, аудио және бейне материалдармен, жалпы алғанда, еліміздегі тілдердің тыныс-тіршілігімен барынша толығырақ таныса аласыздар. Мемлекеттік тілдің қолдану аясын әлеуметтік кеңістік арқылы жүргізу үшін «Tilalemi.kz» порталы, «Tilmedia.kz» сайты,  «Atau.kz»«Emle.kz», «Termincom.kz»  бірыңғай терминологиялық сайттары іске қосылды.

 

 

В ходе проведения декады самопознания 06.02.2018 года учащиеся с удовольствием приняли участие в дебатах «Рухани жаңғыру-мейірімділікке апарар жол». Мероприятие было начато со вступительного слова учителя об основных проектах  программы «Рухани Жаңғыру». Далее среди учащихся прошли  дебаты «Что такое Родина?». Нами были подготовлены дети (корреспонденты), которые вели 3-минутный репортаж о своём городе. 

 

 

В ходе проведения декады самопознания 06.02.2018 года учащиеся с удовольствием приняли участие в дебатах «Рухани жаңғыру-мейірімділікке апарар жол». Мероприятие было начато со вступительного слова учителя об основных проектах  программы «Рухани Жаңғыру». Далее среди учащихся прошли  дебаты «Что такое Родина?». Нами были подготовлены дети (корреспонденты), которые вели 3-минутный репортаж о своём городе. 

В марте 2018 года была оформлена выставка творческих работ учащихся « Мир добра и красоты».

 

  В выставке приняли учащиеся 2- 9 классов. Младшие школьники  на  уроках трудового обучения делали открытки для мамы, бабушки, сестренки, с любовью подписывали их. Ученики 2 « А « класса создали постер « Мир на ладошках».  Они нарисовали свои ладошки, на них  написали  пожелания родным и близким. Ребята постарше нарисовали рисунки  о доброте, мире, дружбе. На уроках технологии девочки делали поделки для своих любимых и родных, а также знакомых. 

2018 жылдың 02 сәуірінде ұстаздар арасында латын тіліне көшу бойынша "Мемлекеттік тіл-ел ертеңі" атты оқыту семинары өтті.

02 апреля 2018 года прошел обучающий семинар для сотрудников школы по переходу на латиницу "Государственный язык-будущее народа"

2018 жылы 18 сәуірде оқушылар "Қолөнер - рухани қазына" көрмесіне қатысты

18 апреля 2018 года обучающиеся посетили выставку "Қолөнер - рухани қазына"

"Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі №122 орта мектебі" ММ-нің орта мектебі "Рухани жаңғыру" бағдарламасы аясында  " Казачья Воля" шығармашылық ансамблімен, оның жетекшісі Галина Смирновамен танысты. Біздің мектебі міздің оқушысы, "Казачья Воля" ансамблінің қатысушысы Проскурина Валерия ұлттық киімімен ансамбль қатысушысы болғанына мақтанатындығын айтты және бесінші сынып оқушыларына олардық қызықты шығармашылығымен қуана таныстырды.

В рамках программы "Рухани жаңғыру" обучающиеся ГУ "Средняя школа №122 отдела образования акимата города Костаная" познакомились с творчеством ансамбля "Казачья Воля", руководитель Галина Смирнова. В национальных костюмах обучающаяся нашей школы, участница ансамбля "Казачья Воля" Проскурина Валерия рассказала о том, что гордится быть участницей ансамбля и с удовольствием познакомила обучающихся пятых классов с их интересным творчеством.

Оқушылар Ұлы Жеңіс Күніне арналған "Бейбітшілік діңгегі" науқанына қатысты. Обучающиеся приняли участие в акции "Полотно Мира"  ко Дню Великой Победы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі №122 орта мектебі" ММ-де 1-9 сыныптар арасында "Бір шаңырақ астында" атты Қазақстан халқының бірлігі күні мерекесі аталып өтті.

В ГУ "Средняя школа №122 отдела образования акимата города Костаная" в 1-9 классах прошел праздник День единства народа Казахстана "Бір шаңырақ астында"

2018 жылғы сәуірдің 23-і мен мамырдың 15 аралығында "Рухани жаңғыру" бағдарламасын жүзеге асыру аясында "Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі" ММ "Бізбен әлем таза" экологиялық науқанға арналған іс-шара өткізілді. Осы экологиялық науқан барысында әртүрлі іс-шаралар болып өтті.

С 23 апреля по 15 мая 2018 года в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру" в ГУ  "Средняя школа №122 отдела образования акимата города Костаная" были проведены мероприятия, посвященные  экологической акции "С нами мир чище". В течение данной экологической акции были проведены разнообразные мероприятия.

9 мамырда Жеңіс күнін тойлауға қатысты.

9 мая обучающиеся приняли участие в праздновании Дня Победы

 

2018 жылдың 25 мамырында «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі №122 орта мектебі» ММ соңғы қоңырау соғылды. 

25 мая 2018 года в ГУ "Средняя школа №122 отдела образования акимата города Костная" прозвенел последний звонок

 

Во исполнении письма от 02.10.2019г. №1053  ГУ «Отдел образования акимата города Костаная» о проведении с 5 по 15 октября текущего года среди организаций образования города акцию «Музейный уголок»  в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» базового направления «Өлкетану» с  целью воспитания у школьников чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной в ГУ «Средняя школа №122 отдела образования акимата г.Костаная» были проведении мероприятия согласно представленным Методическим рекомендациям:

-                10 октября 2019 года учащиеся 2 классов посетили областной краеведческий музей. Экскурсовод рассказал детям о живой и неживой природе нашего края. Познакомил ребят с обитателями лесов, степей и водоемов. Много интересно ребята узнали о большом разнообразии пернатых, населяющих нашу местность. Для детей было настоящим открытием узнать о том, что синички бывают разные, а не только те, с желтыми грудками. В ходе экскурсии, ребята задавали много вопросов, активно участвовали в беседе. Для них стало открытием, что не обязательно выезжать в лес, чтобы увидеть что-то необычное. А достаточно прогуляться по парку или скверу и внимательно присмотреться или прислушаться.

-                с 10 по 14 октября среди учащихся 5-7 классов  были проведены виртуальные экскурсии по сакральным местам, в музеи и заповедные зоны Казахстана.

-                11 октября  учителем русского языка и литературы Кычаковой  В.А. был проведен краеведческий диктант «Костанайский областной историко-краеведческий музей» среди 9 классов.

 

-                14 октября учителем географии Морозовой Ю.С. был проведен турнир эрудитов «Люби и знай свой край» среди 8 классов. 

Во исполнении письма от 02.10.2019г. №1053  ГУ «Отдел образования акимата города Костаная» о проведении с 5 по 15 октября текущего года среди организаций образования города акцию «Музейный уголок»  в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» базового направления «Өлкетану» с  целью воспитания у школьников чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной в ГУ «Средняя школа №122 отдела образования акимата г.Костаная» были проведении мероприятия согласно представленным Методическим рекомендациям:

-                10 октября 2019 года учащиеся 2 классов посетили областной краеведческий музей. Экскурсовод рассказал детям о живой и неживой природе нашего края. Познакомил ребят с обитателями лесов, степей и водоемов. Много интересно ребята узнали о большом разнообразии пернатых, населяющих нашу местность. Для детей было настоящим открытием узнать о том, что синички бывают разные, а не только те, с желтыми грудками. В ходе экскурсии, ребята задавали много вопросов, активно участвовали в беседе. Для них стало открытием, что не обязательно выезжать в лес, чтобы увидеть что-то необычное. А достаточно прогуляться по парку или скверу и внимательно присмотреться или прислушаться.

-                с 10 по 14 октября среди учащихся 5-7 классов  были проведены виртуальные экскурсии по сакральным местам, в музеи и заповедные зоны Казахстана.

-                11 октября  учителем русского языка и литературы Кычаковой  В.А. был проведен краеведческий диктант «Костанайский областной историко-краеведческий музей» среди 9 классов.

 

-                14 октября учителем географии Морозовой Ю.С. был проведен турнир эрудитов «Люби и знай свой край» среди 8 классов.